Спецкурсы
Шапка название кафедры-1

Введение в теорию систематики

Задача спецкурса. Знакомство с основными концепциями, методологиями и методами биологиче-ской систематики как научной дисциплины.

Структура спецкурса. Спецкурс состоит из трех лекций: 1- предмет, задачи, основные концепции и понятия систематики, 2- основные школы систематики, 3- основные методы систематики.

Лекция 1. Предмет и задачи систематики. Единство онтологии и гносеологии как ключ к понима-нию сущности и задач классификационной деятельности. Познавательная неисчерпаемость объекта система-тики и невозможность единственной Естественной Системы. Способы определения предмета и задач сис-тематики. Обусловленность любой классификационной доктрины в биологии какой-либо базовой содержа-тельной моделью (статической или динамической); невозможность формального классификационного под-хода. Релятивизм и объективизм в систематике.

Определения и частные интерпретации (в том числе онтологический статус) ключевых понятий сис-тематики исходя из конкретного понимания сущности и задач классифицирования, из содержания базовой модели. Трактовки классификации как нарратива, как "законоподобной сущности", как таксономической гипотезы. Таксономическая система, ее основные характеристики — структура, объем, состав. Формы сис-темы: иерархическая, периодическая, комбинаторная и т.д. Таксон и таксономическая категория; таксоно-мическая иерархия. Сходство и родство, связь между ними. Признак в типологии, фенетике, кладистике; гомология как "родство структур"; архетип и мерон. "Взвешивание" как особая процедура оценки таксоно-мической значимости признаков. Мероно-таксономическое несоответствие.

Лекция 2. Неустранимость существования разных классификационных подходов как следствие не-исчерпаемости объекта систематики. Основные направления и школы систематики как специфические спо-собы интерпретации онтологических и гносеологических оснований классифицирования и, соответственно, ключевых концепций и понятий.

Типологическое направление: платонизм; аристотелизм; пифагорейство; натурфилософия; современ-ная типология Мейена. Основные особенности: классифицирование как упорядочение разнообразия орга-низмов (индивидов); необъективность высших таксонов; определение таксона и признака через "существен-ные свойства" организма или группы организмов (архетип, морфобиологическая специфика); априорное взвешивание и ранжирование признаков; определение иерархии таксономических рангов через ранги наибо-лее значимых признаков; преимущественно "качественные" методы, упор на личностное знание. Недоста-точность типологии при признании эволюции как причины таксономического разнообразия. Неустранимость типологизма в систематике.

Фенетическое направление: проявление позитивизма и операционализма в систематике; нумериче-ская школа Сокэла-Снита. Основные особенности: классифицирование как упорядочение разнообразия ор-ганизмов (индивидов); необъективность высших таксонов; общее сходство как единственное основание для классифицирования; таксон как "фенон"; отрицание априорного взвешивания и ранжирования признаков, концепция "единичного признака"; упор на использование формализованных (главным образом количест-венных) методов. Неразрешимость проблемы множественности способов оценки сходства средствами фене-тики. Значение фенетических интерпретаций и количественных мер сходства для классифицирующих дис-циплин.

Эволюционное направление: классическая филогенетическая систематика; эволюционная системати-ка Симпсона и Бокка; кладистическая систематика Хеннига. Основные особенности: классифицирование как отражение филогенетического паттерна; признание объективности всех таксонов независимо от ранга; трак-товка классификации (и ее атрибутов) как гипотезы; таксон как монофилетическая группа; сходство как мера родства; разные интерпритации родства и монофилии; специфика и разнообразие кладистического подхода. Неоперациональность классической филогенетики; недостаточность кладистики; их комбинирование сред-ствами анагенетики.

Современные "пограничные" и "маргинальные" школы: "новая систематика" Хаксли-Майра как эк-лектика фенетического и эволюционного направлений; морфо-биологическая систематика Юдина как эклек-тика эволюционного и типологического направлений; номинализм; прагматизм.

Лекция 3. Методы как способы реализации методологий; неустранимое разнообразие методов и не-возможность единственного Метода. Условия применения и разрешающие возможности: нет "плохих" мето-дов, есть их некорректное применение.

Сравнительный метод как основа классифицирования. "Исторический метод": герменевтический круг и принцип соответствия. "Качественный метод" и холизм, интуиция и неустранимость "личностного знания".

Количественные методы и неустранимый редукционизм. Способы количественного представления признаков. Основные количественные меры сходства (метрика, псевдометрика, угловые меры, неметриче-ские и нетривиальные меры). Основные количественные методы упорядочения по сходству: ординатные (факторный анализ, дискриминантный анализ, многомерное шкалирование), кластеризационные (дендро-граммы). Соответствие между мерами сходства и методами упорядочения. Специфика нумерической фене-тики и нумерической филетики, фенограммы и кладограммы. Основные компьютерные программы общего назначения: фенетические (SPSS, SYSTAT, Statistica, NTSYS), кладистические (PHYLIP, PAUP, Hennig86, Component).

Экзамен. Проводится в форме коллоквиума, на котором каждый студент делает краткий доклад на заранее выбранную им тему, после чего экзаменатор и другие присутствующие студенты задают докладчику вопросы.

Оценка выставляется по результатам доклада, ответов на заданные вопросы, умению самому зада-вать вопросы.

Основная литература.

  1. Заренков Н.А. Теоретическая биология. М.: изд. МГУ, 1988. 212 с.
  2. Майр Э. Принципы зоологической систематики. М.: Мир, 1971. 454 с.
  3. Павлинов И.Я. Классификация как гипотеза: вхождение в проблему // Журн. общ. биологии. 1995. Т. 56. ? 4. С. 411-424.
  4. Minelli A. Biological systematics: the state of art. L.: Chapman & Hall, 1994. 387 p.
  5. Panchen A.L. Classification, evolution, and the nature of biology. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992. 398 p.
  6. Simpson G.G. Principles of animal taxonomy. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1961. 247 p.
  7. Sokal R.R., Sneath P.H.A. Numerical taxonomy: the principles and practice of numerical classification. San Fran-cisco: Freeman & Co., 1973. 573 p.
  8. Wiley E.O. Phylogenetics: the theory and practice of phylogenetic systematics. N.Y.: Wiley & Sons,1981. 439 p.


Составитель: Павлинов И.Я.