Спецкурсы
Шапка название кафедры

История и методология биологии


Введение.
Определение понятий. Специфика биологии как науки. Развитие науки как смена парадигм .

Античный период.
Ранние античные философы. Аристотель и создание дедуктивной логики. Биологические труды Аристотеля. Теофраст. Александрийская школа. Биология и сельское хозяйство в древнем Риме.

Эпоха веры.
Общая характеристика состояния науки и философии в раннем средневековье в Европе. Развитие науки в арабском мире и достижения арабских ученых. Позднее средневековье в Европе. Возникновение университетов. Биологические энциклопедии. Общая характеристика европейского Возрождения. Развитие анатомии. Накопление знаний о животном и растительном мире.

Становление современной биологии.
Переворот в научном мировоззрении в середине XVII в. Ф. Бэкон и создание индуктивной логики. Вклад Р. Декарта в методологию науки. Редукция как метод исследования. В. Гарвей и его работы о кровообращении и о развитии животных
Накопление данных о биологическом разнообразии и ранние попытки создания систем животных и растений в XVII - XVIII вв. К. Линней и принципы систематики. Ж. Бюффон и возникновение трансформизма. Первая эво-люционная теория Ж.-Б. Ламарка. Труды Ж. Кювье в области сравнительной морфологии, систематики и палеонто-логии. Теория аналогов Э. Жоффруа Сент-Илера. Натурфилософия.
Основные биологические обобщения первой половины XIX в. Преформизм и эпигенез. Теория зародышево-го сходства К. Бэра. Создание клеточной теории. Косвенные доказательства эволюции в работах Чомберса и Спен-сера. Принцип униформизма Лайеля.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Основные положения теории. Доказательства эволюции. Воздействие теории Дарвина на развитие других наук.

Развитие образования и науки в России в XVII - начале XIX вв.
Первые русские просветители и первые учебные заведения. История создания Императорской Академии На-ук, Академической гимназии и Академического университета. Камчатские экспедиции. М.В. Ломоносов и его вклад в науку и развитие образования в России. Реформа образования в конце XVIII в. Первые русские биологи (С. П. Крашенинников, И.И. Лепехин, В. Ф. Зуев ).
История создания Московского Университета и основные этапы его развития. Первые преподаватели ес-тественной истории. Первые научные журналы и научные общества. Музей естественной истории при Московском Университете. К. Ф. Рулье и его школа.

История развития генетики и кризис дарвинизма
на рубеже XIX - XX вв.
Умозрительные теории наследственности (теория пангенезиса Ч. Дарвина, теория идиоплазмы Негели, теория зародышевой плазмы А. Вейсмана). Переоткрытие законов Менделя и открытие основных законов генети-ки. Генетический антидарвинизм. Неоламаркизм. Теория номогенеза Л.С. Берга. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Неодарвинизм. Начало синтеза генетики и дарвинизма в работах С. С. Четверикова и его по-следователей.

Основная литература.

Длусский Г.М. История и методология биологии. М.: "Анабасис", 2006.
Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина (2 тома). М. Учпедгиз. 1960 (или другое издание).
История биологии. С древнейших времен до начала ХХ века. (под ред. С. Р. Микулинского). М. Наука. 1972. 563 с.
Очерки русской культуры. Часть 2. (под ред. Б. А. Рыбакова). М. Изд. МГУ. 1978 ( с. 258-293).

Составитель - проф. Г.М. Длусский