Прошла первая половина летней практики для студентов первого курса биологического факультета на Звенигородской биостанции МГУ им. Скадовского. Как всегда, четвертая неделя была посвящена выполнению студенческих самостоятельных работ, которые представляют собой небольшие групповые научно-исследовательские проекты, дающие студентам возможность погрузиться в практическую научную деятельность.
Исследование влияния ночного освещения на растительные сообщества
Под руководством Елены Устиновой, сотрудницы кафедры биологической эволюции, и Ксении Поповой, сотрудницы кафедры экологии и географии растений, 12 студентов проводили исследование влияния искусственного освещения на растения в окрестностях Звенигородской биостанции. В ходе этой работы студенты составили карту светового загрязнения, измеряя мощность каждого фонаря в ближайших окрестностях. Основной целью исследования было выявление влияния светового загрязнения на состав растительных сообществ, морфологию и функциональные признаки растений. Особое внимание было уделено компьютерной морфометрии и морфологическим характеристикам листа копытня. Это исследование имеет важное значение для понимания воздействия антропогенных факторов на экосистемы и предоставляет студентам ценный опыт в области полевых исследований и анализа экологических данных.
Данная работа будет представлена на конференции студенческих самостоятельных работ, которая пройдет на биостанции 3 июля.
Изучение метаморфоза амфибий
Под руководством Сергея Марленовича Ляпкова, три студентки проводили исследование изменений общих размеров и морфологических признаков в процессе метаморфоза серой жабы и травяной лягушки. Целью данной работы было оценить наличие и масштабы различий между метаморфозными и предметаморфозными стадиями этих амфибий, а также изучить преемственность этих стадий. Результаты данного исследования позволяют глубже понять биологические процессы, связанные с метаморфозом, и его значимость для жизненного цикла амфибий.
Эти научно-исследовательские проекты значительно обогатили знания студентов, дав им навыки научной работы от сбора материала до написания научного текста. Надеемся, что оставшаяся часть практики принесет студентам еще больше полезных знаний, научных открытий и достижений.